Как правильно установить крест на могиле православного

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Католический могильный крест: виды и оформление

обычно бывают отмечены крестом, независимо от того, к какой из ветвей этой религии покойный принадлежал при жизни.

Зато по форме креста и по некоторым признакам его оформления можно с высокой долей вероятности определить, кто под ним покоится: православный или католик.

особенно внимательно относится к соблюдению всех предписанных церковью правил и ритуалов. Истинный представитель этой религии, как правило, очень набожен и при жизни по строгому предписанию всегда носит распятие на груди.

После же смерти на месте его захоронения обязательно полагается установить канонический с точки зрения католицизма крест. Причем не только его вид, но и сами принципы установки тоже строго регламентированы.

Католическая ветвь христианства

отличается от 2-х других особенно последовательным соблюдением различных правил и предписаний. Наиболее строго должны соблюдаться верующими обрядовость и атрибутика: это касается и прижизненных, и посмертных религиозных церемоний.

Все без исключения католические церемониальные действа имеют четкую и объяснимую во всех подробностях иерархию.

Особенно нежелательны отклонения от правил при организации похорон. Ведь погребение, с точки зрения веры, – это процесс, который во многом определяет дальнейшее бытие бессмертной души.

От того, насколько тщательно будут выполнены церковные нормы, зависит и то, как она предстанет перед Господом в день Страшного Суда.

ВИД И ОФОРМЛЕНИЕ католического креста должны быть особыми

он всегда четырехконечный (в отличие от шести- или восьмиконечного православного). Он выглядит в целом очень просто, его нижняя часть кажется удлиненной.

На его верхней части (над головой Спасителя) обычно помещена табличка с надписью на латыни – INRI (что означает «Iesus Nazareus Rex Iudaorum», то есть «Иисус Назарянин Царь Иудейский»).

При наличии распятия

ноги Христа сложены вместе, так как его тело прибито 3-мя, а не 4-мя гвоздями, как в православной вере. Сам же образ Спасителя выполнен весьма натуралистично. Обычно он изображен как человек, испытывающий истинные муки.

Его почти неживое тело тяжело провисает на гвоздях, лицо искажено болью, а из ран течет кровь. Иногда на челе Иисуса виден терновый венец, терзающий плоть. Все эти детали подчеркивают идею смертной жертвы во искупление грехов.

католического распятия обычно скромное, без помпезных украшений. Однако оно может иногда выглядеть и более прихотливо.

Например, допускается имитация лент, веревок или стеблей роз с шипами, которые как будто скрепляют перекладины. Иногда фигурными делаются концы креста.

незыблемым всегда остается следующее правило: ни в коем случае нельзя вешать на крест портрет усопшего, так как на нем уместно только распятие Христа. Однако в виде исключения разрешается гравировка фотографии у его подножия. Отчасти это символизирует апокрифический череп Адама, который иногда рисуется как раз на этом месте при полной версии изображения сцены жертвоприношения. Ведь казнь была совершена на Голгофе – месте погребения отца человечества, на останки которого и пролилась кровь Искупителя, омыв его грехи.

ПРАВИЛА УСТАНОВКИ католического креста также имеют большое значение

Вначале католицизм предписывал расположение креста исключительно в изголовье захоронения. Однако позднее это условие перестало быть строгим, и на сегодняшний день допускаются два типа установки, каждый из которых имеет собственную трактовку.

Крест, поставленный в изголовье, в Судный день послужит восставшему человеку хоругвью, которую тот понесет над своей головой как знак победы над сатаной и его воинством.

Помещенный в ногах, он станет опорой для поднимающегося из могилы человека, призванного ангельскими трубами на Суд Божий.

Если умерший перед кончиной не высказал свою определенную волю относительно того, где должен быть установлен крест на его могиле, то выбирают местоположение родные и близкие, руководствуясь собственными предпочтениями.

Как правило, примерно через год после похорон на месте распятия на могилу ставят постоянный памятник

Компания «Данила-Мастер» предлагает широкий выбор памятников из карельского габбро-диабаза, который отличается долговечностью и природной красотой. На нашем сайте Вы можете ознакомиться с каталогом наших изделий либо заказать памятник с крестом по индивидуальному эскизу.

В нашем каталоге более 300 памятников от лаконичных до самых изысканных форм, в различном ценовом диапазоне. А также возможность заказать индивидуальный проект, отвечающий всем Вашим требованиям.

Или оставьте заявку

мы поможем с выбором!

Компания “Данила-Мастер” © 1997 — 2018 ОГРНИП: 315762700029325.

Все права защищены. Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия Ручкинова Д.В. Сайт не является публичной офертой.

Укажите телефон и почту, чтобы мы имели возможность ответить Вам. Добавьте в содержание письма даты, фамилии, номера договоров, телефонов и другие важные обстоятельства, которые помогут максимально конкретно понять суть обращения.

Вам в ближайшее время.

Пожалуйста, заполните следующие поля для входа в личный кабинет:

Пожалуйста, заполните следующие поля для регистрации:

Пожалуйста, введите номер своего телефона, чтобы мы могли отправить на него новый пароль.

Источник: http://danila-master.ru/articles/katolicheskij-krest-na-mogilu-pravila-oformlenija-i-ustanovki.html

Кладбища: взгляд православного священника на внешнее убранство могил и о традициях.

Традиции и ритуалы

Зачем нужно кладбище или Богатством гроба не удивишь Бога

АВТОР СТАТЬИ

Беседа с игуменом Феодором (Яблоковым) о внешнем убранстве могил, православной традиции и истинной пользе для души.

– Отец Феодор, Вы, наверное, видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с оградками. Насколько это соответствует православной традиции?

– Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших – своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно – это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.

– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.

Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл – почтение памяти и молитва.

Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.

– Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись – все могилы утопают в искусственных цветах и венках…

– По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова – это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник – вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, – это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы – символ искусственного существования, а не живой жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как правильно установить софиты

– А может, это пластмассовое наваждение на могилах следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?

– Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.

Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек – бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.

Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.

Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?

– Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой – это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего – в храме, затем – на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.

Почему это происходит? Да потому, что, во-первых, такой человек имеет неправильное духовное устроение. Он считает, что усопший потерян для него и находится в какой-то оторванности. А Церковь говорит об обратном: горевать об усопших не следует, потому что смерть – это рождение в Вечности. Не случайно само отпевание проводится священниками не в черных, траурных одеждах, а в белых облачениях. Сродни отпеванию такое Таинство, как Крещение. Крещение – это рождение в духовную христианскую жизнь, а отпевание – в жизнь вечную.

Нам, грешным, этого не понять, но первые христиане радовались, когда кто-то из них умирал. Безусловно, смерть близкого напоминает хирургическую операцию: от нас, живущих, отсекается какая-то часть духовного тела. И это разделение приносит много боли. Но духовной задачей человека, пережившего смерть родственника и оставшегося в Церкви Воинствующей, является осознание того, что духовные связи с усопшим не прерываются. Раньше здесь, на земле, мы беседовали с этим человеком и молились за него. Никто не мешает нам любить его и после смерти, молясь за его душу и совершая дела милосердия. Святые отцы говорят, что милостыня и дела, в память усопших совершаемые, приносят им великое утешение *. В этом состоит настоящая, истинная память об усопших, а не в роскошном обустройстве места захоронения.

– Но есть люди, которые практически живут на кладбище: то на могилке надо убраться, то привести памятник в порядок, то оградку поправить.

– Могила – место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

– Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.

Фотография усопшего на распятии – это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.

Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного – от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез – привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.

То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…

Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!

Те, кто устраивают могилы так, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Правильно установить опережение зажигания

– Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?

– Если понять, что могила – это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.

Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть – не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.

– Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

– Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?

– Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.

Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…

– А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков – откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?

– Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения – это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры – придание определенной индивидуальности, какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.

– А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?

– Эпитафия – это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?

А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии – призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.

– Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?

– Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.

– Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон – есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?

– Для многих шикарные похоронные атрибуты – возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют – еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают (смеется).

Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.

– Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники – это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?

– Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.

Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.

– Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.

– Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами – это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.

Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.

При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Правильно установить замок дверь

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 10 жетонов
  • Социальный капитал 531
  • В друзьях у 971
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 10 жетонов
  • Правила
  • Посмотреть все предложения по Промо
  • Добавить комментарий
  • 7 комментариев

Android

Выбрать язык Текущая версия v.216.1

Источник: http://padolski.livejournal.com/161802.html

Почему кресты и памятники на могилах ставят в ногах умершего?

Приходя на могилу и ведя мысленный разговор с усопшим, обращаюсь взглядом к кресту или к надгробию. А оно (как выяснилось) устанавливается в ногах усопшего. И получается как-то странно — обращаешься и общаешься мысленно с ногами, а не с лицом того кого навестил. Возможно я что-то недопонимаю.

Бытует мнение, что крест в изголовье ставят по католической или лютеранской традиции, а в православии ставят в ногах. Это заблуждение.

Во всех христианских конфессиях кресты ставят и в ногах, и в изголовье. Всё зависит только от местных традиций.

Например, у нас на старом кладбище на всех могилах кресты и надгробия установлены в изголовье. До поры, до времени я об этом не задумывалась и даже не знала, что покойного хоронят головой на запад, ногами на восток. Потом тоже некоторое время находилась в распространенном заблуждении и по расположению креста "определяла" кто похоронен (православный или католик).

Как-то раз на даче зашла в старинную церковь и обратила внимание, что в церковной ограде расположены две могилы с крестами в изголовье. Церковь православная, в одной из могил 1911 года похоронен ее бывший настоятель протоиерей Евгений Дубравицкий. У меня сразу возник вопрос: почему так? Спросила у местного священника и он объяснил, что по христианской традиции покойного ожидает воскресение на небесах. Крест в изголовье символизирует хоругвь (крестное знамя), символ победы над темными силами. Крест в ногах это символ опоры.

Так что выбор, куда устанавливать крест, зависит только от родных покойного и от местных традиций.

Можете посмотреть на фото. Я-то знаю расположение сторон света, а вы по интенсивности освещения и направлению солнечных лучей увидите, что крест установлен в изголовье.

В православной традиции согласно догматическому положению Нового Завета перед Концом Света Христос воскреснет и восстанет подобно молнии с востока. Поэтому покойников принято хоронить лицом к востоку (ногами к востоку), чтобы дать им возможность сразу увидеть воскресшего Христа.

Соответственно крест ставится в ногах, чтобы воскресший человек сразу оказался перед крестом — символом вечной жизни.

Памятник ставят живые люди скорее для себя. Покойнику он не нужен. Более того, тяжелый и роскошный памятник будет давить душу покойника.

Таким образом православная традиция допускает любую ориентацию памятника по отношению к ногам умершего. Желательно, чтобы он вписывался в общую планировку кладбища, сохранял местные традиции и не становился "камнем предкновения" для живых. А для усопшего православного христианина важна молитва.

Подобные вопросы неоднократно обсуждались на БВ. См. тут, тут, тут, тут, тут, тут.

Если вкратце, то современный погребальный обряд является смесью языческих обычаев и православной культуры. Подробнее — здесь.

По поводу пространственной ориентации покойника: после принятия Русью православия покойников стали погребать головой на запад, а на могиле, в ногах, устанавливали крест. Символизм: покойник, как и Христос (1), "смотрит" на восток, "идёт" на восток и "поклоняется" кресту. Соблюдалось (и соблюдается) не везде. Подробнее — здесь.

Через год после похорон на могилу устанавливается памятник. Памятник может быть установлен вместо креста, то есть, в ногах, либо в изголовье, то есть, находиться на могиле вместе с крестом. Либо памятник может вообще не устанавливаться (всё зависит от традиций конкретной местности). Подробнее — здесь.

1 — Христос был похоронен в "пещерной" могиле головой на запад.

Почему крест ставят в ногах и хоронят на восток? В соответствии с русской православной традицией крест на могиле ставится в ногах покойника. Этим выражена вполне определенная символика: усопший молиться, глядя на крест. То есть крест ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного – чтобы при всеобщем воскресении умерших, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над диаволом Впрочем существует и другая традиция — ставить крест во главе покойного. Согласно той традиции установленный в изголовье крест человек в будущем воскресении несет как хоругвь, как символ победы над сатаной. Но, стоит отметить, что эта традиция не совсем прижилась в русском народе. Хоронят покойника по Православному обычаю головой на Запад и, соответственно, лицом на Восток, чтобы он мог видеть восход Солнца. Солнце ведь рождается на Востоке, но умирает на Западе. Положение покойника выражает безмолвную молитву и стремление следовать от мрака к с свету, от Запада к Востоку, от этого земного мира в вечность. Перед концом света Христос придет с Востока, где по Библии находится Рай. И когда он придет, мертвые должны увидеть Его лицо, а Христос должен увидеть лица покойников. В ногах покойного ставят крест Христов. Храмы православные строят тоже так, чтобы верующие во время молитвы стояли лицом на Восток. С глубокой древности идет обычай ставить на могилах православных христиан не памятники, а кресты. о. Афанасий (Гумеров)

Информация взята из миссионерского православного портала — www.dishupravoslaviem.ru

Опять как обычно разные трактования книги под названием Библия, уж очень размыто она написана, и на ее основании все это развилось, масса религий, традиций, запретов. Православные ждут Христа с востока, католики с запада, а протестанты вообще все разные в своих верованиях. Всегда думаю, если бог один, и Библия волшебна, неужели возможна такая какофония.Это я еще не взираю на те религии которые основаны на других супер учениях и книгах.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Установка креста на могиле — это принципиальное правило православия. Именно крест — символ грядущего спасения ставится, а не памятник. Причем для креста принципиально его вертикальное положение, он не должен и лежать.

А вот место установки связано исключительно с местными традициями. Если есть традиция, есть и какое-то объяснение ей. Но ни для души, ни тем более для тленного тела не имеет значения, где именно будет стоять крест.

Кресты и памятники на могилах усопших не всегда ставят в ногах.

У нас (Киевская область, Украина) труну (гроб) с покойником опускают в могилу таким образом, что его голова "смотрит" на запад, а ноги — на восток.

Кресты и памятники устанавливают в изголовье и не иначе.

Так что утверждать, что правильно устанавливать памятники и кресты в ногах, нельзя.

Всему виной обычаи.

Вот что ответил отец Павел на этот вопрос:

Обычно в могилу усопшего опускают лицом на восток из-за того, что и молиться принято на восток, как бы на восход солнца. Крест ставят в ногах, распятием к лицу покойного. Крест — это символ победы Христа над смертью. Считается, что после воскрешения, восстав из гроба, он мог видеть знамение Христа над Дьяволом. Так делают православные христиане, а католики вроде как в голове ставят крест.

Честно говоря тоже не особо понимаю все это дело

Но раз так принято — зачем нарушать это правило?

Видимо раньше это было нормой, народ так вот решил

А сейчас люди вопрос про ноги довольно часто задают

Но увы — уже к сожалению ничего не изменить.

Так что отвечая на Ваш вопрос про кресты и памятнику могу лишь сказать что так принято

Мне эта традиция не знакома, так как я католик. У нас принято, что крест ставится со стороны головы. По видимому в ногах крест ставят у православных, но и то это не везде так. Лишь в некоторых районах страны так делают. Старые обычаи.

У нас хоронят ногами на восток, головой на запад, и в ногах ставят крест или памятник. Так покойный всегда "видит" пред собою крест. А установленный в изголовье он "давит" на него. Так объяснялось нам стариками.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1151744-pochemu-kresty-i-pamjatniki-na-mogilah-stavjat-v-nogah-umershego.html

Ссылка на основную публикацию