Правильно нанести инвентарные номера

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Для чего нужны инвентарные номера основных средств

Грамотный и правильно организованный бухгалтерский учет на предприятии позволяет в любой момент узнать о состоянии материального и финансового положения организации. Материальная часть собственности — это основные средства хозяйственной структуры. Необходим строгий контроль над использованием этих средств, их перемещением, сохранностью. Для этого служат инвентарные номера основных средств, которые присваиваются каждому объекту ОС. Мы постараемся кратко объяснить, что такое инвентарный номер и как присвоить инвентарный номер основному средству.

Для чего нужна нумерация

Бухгалтеры, работающие на предприятиях не один год, знают, что на балансе их организации имеются ОС, но не каждый на практике сталкивался с необходимостью принять новый объект основных средств. Некоторые работники бухгалтерии не имеют представления о том, как нужно правильно провести эту процедуру, зарегистрировать объект в бухгалтерских регистрах и отразить на счетах баланса. Существует немало причин, при которых инвентарный номер основных средств необходим:

  • Наличие на предприятии большого количества объектов;
  • Постоянные перемещения материальных активов;
  • Существование арендованных зданий, механизмов, машин и оборудования;
  • Регулярные инвентаризации средств организации.

Зная, как присваиваются инвентарные номера основным средствам, бухгалтер предприятия постоянно будет иметь оперативную информацию о состоянии учета ОС и своевременно предоставлять ее руководству организации и контролирующим органам.

Краткие методические рекомендации

Официальный документ, по которому необходимо ориентироваться при решении этого вопроса — Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ 13.10.2003 № 91 н, здесь мы лишь кратко изложим необходимые шаги и примерную последовательность процедуры.

Основные правила

  1. Каждому объекту ОС инвентарный № присваивается один раз на все время его эксплуатации.
  2. Если объект состоит из нескольких частей, каждая нумеруется отдельно.
  3. Номер объекта, списанного с баланса, не должен присваиваться другим видам имущества предприятия в течение 5 лет.
  4. Перемещения ОС внутри предприятия не служит поводом к изменению номера.
  5. Арендованные средства могут учитываться по номерам, присвоенным арендодателем.

Нумерация основных средств

В Приказе об учетной политике предприятия должен быть предусмотрен пункт — как присваивать инвентарные номера основным средствам. Здесь отражается порядок нумерации ОС, то есть инвентарный номер сколько цифр он может иметь регламентируется только этим документом. На предприятиях, где количество объектов незначительное, можно использовать простую нумерацию: 001, 002, 003 и т. д. При большом количестве объектов применяют более сложную систему, возьмем № 0104001, где:

01 — код в синтетическом учете (План счетов);

04 — код структурного подразделения организации (склад, цех, офис);

001 — порядковый № ОС в перечне предметов, сходных по назначению.

Инвентарный номер пример:

На склад № 2 поступил автопогрузчик, на этом же складе уже имеется один. Инвентарный № нового погрузчика можно установить по вышеуказанному способу:

  • 01 — учетный № в Плане счетов;
  • 02 — № склада;
  • 002 — порядковый № погрузчиков на этом складе.

В этом случае № будет таким — 0102002.

Способ нанесения № на ОС

В практике бухгалтеров бывают случаи, когда на объект невозможно нанести нумерацию доступными способами, в таких ситуациях данные об ОС хранятся только на бухгалтерских регистрах. Объекты, подлежащие нумерации, можно маркировать любым возможным для организации методом:

  • При помощи краски и трафарета:
  • Применить стикеры или жетоны;
  • Использовать гравированные таблички.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как правильно нанести цифры на циферблате

Совет. Не стоит забывать, что нанося инвентарный № неправильно, можно испортить сам объект нумерации, тщательно обдумайте все нюансы прежде, чем начнете действовать.

Руководитель и главный бухгалтер организации должны постоянно контролировать правильное и своевременное оформление перемещения основных средств, это обеспечит их сохранность, позволит оперативно получать четкую информацию, поможет в организации всей работы предприятия.

Источник: http://buh-spravka.ru/buhgalterskij-uchet/os-nma-oborudovanie-k-montazhu/inventarnye-nomera-osnovnyh-sredstv.html

Инвентаризация: как правильно нумеровать объекты учета

Осень — горячее время для бухгалтера. Надо сдать отчетность, решить какую систему налогообложения применять в следующем году, подумать над возможными изменениями в учетной политике. А венчает этот список неотложных дел инвентаризация, которая проводится для сверки данных бухучета с реальностью. Основа инвентаризации — система номеров, которые присваиваются объектам. В настоящей статье мы приведем несколько простых правил нумерации, которые помогут облегчить работу бухгалтера.

Вводная информация

Инвентаризация заключается в фактическом подтверждении наличия у организации активов, заявленных в бухучете, т.е. в сверке фактических и учетных данных (ст. 11 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — закон о бухучете). Для проведения такой проверки каждому объекту заранее присваивается специальный инвентаризационный номер. Законодательство, регулирующее бухучет в коммерческих организациях, никаких особых требований к этим номерам не предъявляет. В результате бухгалтеры нумеруют объекты, что называется, как бог на душу положит, что, зачастую создает сложности при инвентаризации. Особенно если номера присваивал один главбух, а инвентаризацию проводит уже другой. Однако есть способы упорядочить эту сторону деятельности бухгалтерии, сделав учет объектов простым, удобным и прозрачным.

Требования к номерам

По большому счету, к инвентарному номеру можно предъявить всего два требования: номер должен быть уникальным, а система нумерации должна быть упорядоченной.

Под уникальностью понимается присвоение одному объекту только одного неповторимого инвентарного номера. Проще говоря, один и тот же номер не может быть присвоен двум или более объектам и, наоборот, одному объекту не стоит присваивать два или более инвентарных номера. Причем, мы рекомендуем придерживаться этого правила даже если объект выбыл с балансового учета. Во избежание возможной путаницы лучше не присваивать номер выбывшего объекта новому. Ведь документация по выбывшему объекту продолжает храниться в организации, и смешение номеров может привести к ошибкам.

Что касается упорядоченности, то здесь речь идет о выстраивании их в некую систему, а не о создании номеров случайным образом. Это дает возможность бухгалтеру, не заглядывая в карточку объекта, по первым цифрам узнать его основные характеристики, что значительно ускоряет процесс инвентаризации и учета. Согласитесь, когда по номеру сразу ясно, что это за вид объекта, когда он приобретен и где расположен, это удобно.

Как построить систему нумерации

Какие же именно сведения можно и нужно «закодировать» в инвентарном номере? Например, в нем можно отразить счет учета; номер амортизационной группы; код по ОКОФ; период принятия к учету (год, месяц); подразделение (филиал) или здание (корпус), в котором будет использоваться объект. То есть, по своей сути инвентарный номер может быть похож на ВИН автомобиля, в котором также зашифровывается вся информация, начиная от места и года выпуска и заканчивая комплектацией. И опять же по аналогии с автопромом, инвентарный номер может состоять не только из цифр, но и из букв. Например, буквами можно кодировать период принятия к учету, либо место расположения объекта.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Правильно нанести силиконовый герметик в ванной

Выбирая сведения, которые нужно закодировать в номере, надо помнить, что слишком сложная и (или) избыточная структура инвентарного номера неудобна для работы. Соответственно в номер нужно включать только те критерии, которые реально будут использоваться в работе. Ну и, конечно, составляя номер, нужно учитывать возможности применяемых в компании программных средств: смогут ли они поддерживать все «закодированные» в номере критерии.

Наносим номер правильно

Обычно инвентарные номера наносят непосредственно на объект. Однако и тут есть нюансы. Первым делом, стоит конкретизировать, куда именно наносится номер. Это значительно упростит сам процесс инвентаризации, т. к. комиссия будет точно знать, где искать номер и ей не придется осматривать объект со всех сторон в поиске «заветных» цифр. Кроме того, такой подход улучшит эстетический вид объектов — они будут выглядеть опрятно даже спустя много лет.

Например, можно установить в организации правило, что на машины и оборудование инвентарный номер всегда наносится рядом с заводским (удобно искать; это место защищено от вредных воздействий). А на шкафы и тумбочки, имеющие дверцы, — внутри, на верхнем внутреннем углу левой дверцы (удобно наносить; меньше шансов повредить при пользовании и уборке; виден при любой перестановке). По той же логике на столах номер лучше располагать на внутренней части ножки или на боковой панели.

Важен и способ нанесения номера. При нанесении номера не должен причиняться ущерб самому объекту. Ведь вполне возможно его придется в будущем продать. А значит, номер нужно будет удалить. И, желательно, бесследно. Это также надо учитывать. Поэтому рекомендуется маркировать объекты с помощью прикрепления жетона, либо путем нанесения номера краской, маркером или путем прикрепления стикера на клейкой основе (о номерах и способах их нанесения см. также «Какие современные инструменты существуют для быстрой и качественной инвентаризации»).

Наконец, некоторые объекты слишком малы, чтобы на них можно было нанести номер. В таких случаях номер можно вообще не наносить, о чем необходимо сделать пометку в инвентарной карточке. При этом желательно настроить учетную программу таким образом, чтобы бухгалтер мог быстро сформировать список таких немаркированных объектов с указанием места их физического расположения. Это ускорит процесса их инвентаризации.

Документальное оформление

Ну и в заключение скажем несколько слов о документальном оформлении всех вышеприведенных правил. Как мы уже говорили, законодательно «бухгалтерская нумерология» никак не регламентирована. Это значит, что внедрить перечисленные правила организация может самостоятельно, утвердив соответствующий локальный акт.

Сделать это можно несколькими способами. Например, добавить соответствующий раздел в учетную политику организации, или сделать приложение к ней. Однако мы не рекомендуем использовать такой вариант, т.к. учетная политика подчиняется особым правилам в части внесения изменений и корректив (п. 6 и 7 ст. 8 закона о бухучете). Поэтому вносить в нее дополнительные положения не стоит, дабы не лишать себя свободы маневра.

Лучше, на наш взгляд, использовать другой вариант — внести правила нумерации объектов в Положение о проведении инвентаризации в организации. В таком документе правила нумерации будут смотреться вполне логично. Да и ознакомиться с ними не лишним будет не только бухгалтеру, но и любому сотруднику, включаемому в инвентаризационную комиссию.

Наконец, можно утвердить в организации и отдельный документ — Положение о порядке присвоения инвентарных номеров.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Правильно нанести многие пытаются сначала

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2014/11/9181

Как присвоить инвентарный номер основному средству

Обновление: 9 февраля 2017 г.

Перед тем, как основное средство начинает использоваться, оно должно быть принято на учет. Единица учета основных средств  инвентарный объект. Для того, чтобы следить за введением в эксплуатацию, перемещением, сохранностью и списанием инвентарных объектов, им присваиваются инвентарные номера. Механизм, как присвоить инвентарный номер основному средству, регламентирован в п. 46 Инструкции № 157н: присвоение инвентарных номеров производится всему недвижимому и движимому имуществу стоимостью от 3000 рублей независимо от того, эксплуатируется ли данный объект или находится на консервации или в запасе. Также требуется присвоить инвентарные номера объектам библиотечного фонда без ограничений по минимальной стоимости.

Присвоение инвентарных номеров основным средствам

Общие подходы к присвоению инвентарных номеров основным средствам указаны в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина РФ № 91н от 13.10.2003 (ред. от 24.12.2010)) и Инструкции № 157н (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010). В соответствии с ними:

  • инвентарный номер является уникальным, то есть не должно быть двух основных средств с одинаковыми инвентарными номерами,
  • если объект составной, т. е. состоит из элементов, которые составляют единое целое, то всем частям комплексного основного средства выделяют один единый инвентарный номер,
  • инвентарные номера должны идти по порядку,
  • инвентарный номер не изменяется при смене местонахождения объекта основных средств внутри одной организации,
  • однажды прикрепленный основному средству инвентарный номер остается за ним на протяжении всего времени нахождения в организации,
  • инвентарные номера основных средств, выбывших с балансового учета, не присваиваются вновь принимаемым к учету основным средствам,
  • для поступившего в организацию основного средства по договору аренды может 6ыть использован тот же инвентарный номер, что был присвоен основному средству арендодателем.

Порядок присвоения инвентарных номеров основным средствам

Подходы к формированию инвентарных номеров не регламентируются нормативными документами. Поэтому организации самостоятельно устанавливают порядок присвоения инвентарных номеров основным средствам. Данный порядок приводится в учетной политике организации или другом локальном акте.

Для того, чтобы правильно присвоить инвентарный номер основному средству и чтобы в дальнейшем легче было его находить по инвентарному номеру, может быть выбран следующая последовательность цифр в номере:

  • номер бухгалтерского счета/субсчета учета объекта основных средств;
  • код обособленного подразделения;
  • порядковый номер основного средства.

Если в организации немного основных средств, то инвентарные номера выделяются по порядку, например 001, 002, 003 и т.д. Для фиксации данных номеров ведется журнал учета инвентарных номеров.

Нанесение инвентарных номеров на основные средства

Нанесение присвоенного основному средству инвентарного номера производится материально ответственным сотрудником под наблюдением уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов.

Способы нанесения инвентарного номера на основные средства:

  • прикрепление жетона с номером;
  • нанесение номера краской;
  • иные способы, обеспечивающие сохранность маркировки (гравировка, штамповка, сварка и т.п.).

Если основное средство является комплексом конструктивно сочлененных объектов, т. е. состоит из обособленных элементов, составляющих вместе единое целое, то на каждом элементе комплексного основного средства указывается единый инвентарный номер, присвоенный всему комплексу в целом.

При отсутствии возможности нанесения инвентарного номера на основное средство из-за особых требований к его эксплуатации инвентарный номер не проставляется. Данный факт отражается в бухгалтерском учете с указанием соответствующего основного средства без нанесенного инвентарного номера.

Источник: http://glavkniga.ru/situations/s503115

Ссылка на основную публикацию